Новости
|
13.10.2015
Совет молодых ученых и специалистов Чувашии – активный участник VI Всероссийского совещания Советов молодых ученых и специалистовДелегация из Чувашии – председатель СМУиС ЧР, канд. техн. наук Ершова Ирина, активные члены – Головина Анна, Шумилова Ольга, Поручиков Дмитрий, приняла участие в VI Всероссийском совещании Советов молодых ученых и специалистов. 8 октября 2015 в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации состоялось шестое по счету Всероссийское совещание Советов молодых ученых и специалистов, объединившее свыше 200 человек из 70 регионов России. Совещание было организовано под непосредственным руководством Федерального агентства по делам молодежи при Министерства образования и науки России и обновленного состава Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ, и прошло в стенах актового зала главного корпуса Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (НИЯУ «МИФИ»). В рамках Совещания были рассмотрены следующие темы: – приоритеты и стратегические ориентиры развития российской науки; – перспективы развития экспертной и прикладной научной деятельности молодых ученых, направленной на решение региональных и отраслевых задач; – развитие студенческих научных обществ и сети Молодежных интеллектуальных клубов (в сотрудничестве с Всероссийской общественной организацией «Русское географическое общество»); – опыт кадровой работы Советов молодых ученых и специалистов субъектов Российской Федерации и региональные проекты, направленные на популяризацию занятий научной и научно-исследовательской деятельностью в молодежной среде. В работе Совещания приняли участие председатели региональных Советов молодых ученых и специалистов и представителя студенческих научных обществ субъектов Федерации при участии представителей Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Федерального агентства научных организаций, Минобрнауки России, других министерств и ведомств, институтов развития.
Открытие совещания началось с приветственного слова к участникам от представителей власти в формате пленарных докладов о реализуемых проектах на территории страны, а также основных трендах политики со стороны молодежных организаций. Лидеров научных объединений в начале пленарного заседания поприветствовали такие уважаемые представители науки и власти, как Саргылана Матвеевна Брызгалова, зам. директора Департамента общего образования Минобрнауки России; Федор Генрихович Войтоловский, зам. директора Института мировой экономики и международных отношений РАН (председатель Координационного совета); Анатолий Николаевич Петровский, проректор по научной работе МИФИ; Денис Сергеевич Секиринский, руководитель Центра интеграции науки и образования Института всеобщей истории РАН.
В пленарном заседании также принял участие глава Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов. Он рассказал о деятельности агентства, проблемах и задачах перед государственной молодежной политикой. Сергей Валерьевич отметил значимую роль профориентационной работы в жизни молодого поколения россиян, т.к. многие ребята не трудоустраиваются по выбранному направлению или предпочтенной специальности, на изучение которой они «потратили» годы своей самой активной жизни. «Ни для кого не секрет, - подчеркнул он, – что наиболее важные и инновационные решения принимаются в возрасте до 35 лет». Он рассказал о планах Росмолодежи по запуску CRM-системы «Молодежь России», мерах государственной поддержки молодежных инициатив – грантовом конкурсе «Конвейер молодежных проектов», а также ключевых для страны научных форумах, которые были поддержаны президентом страны В.В. Путиным. Это такие знаковые для страны инициативы, как Международный молодежный образовательный форум «Экспедиция Арктика», Всероссийский молодежный образовательный форум «Итуруп», Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме», ставшие значимыми и определяющими в сфере молодежной науки, объединившие молодых ученых для обмена профессиональным опытом и в целях поиска новых, передовых идей и проектов. «Эффективная молодежная политика есть там, где руководители федеральных ведомств, региональных и муниципальных органов власти работают сообща», – подчеркнул глава ведомства, и дал участникам возможность увидеть своими собственными глазами основные проекты, презентовав содержательные видеоролики.
В очередном вопросе, ориентированном на программы удержания профессиональных специалистов, в частности инженерных профессий, на предприятиях страны, от Союза машиностроителей России выступил Арсений Валерьевич Брыкин, зам. генерального директора холдинговой компании «Росэлектроника», которая сегодня консолидирует потенциал 121 предприятия электронной отрасли страны. Основным широкомасштабным профориентационным проектом, объединяющим молодежные инициативы, ориентированные на повышение престижа рабочих и инженерных профессий в России, является программа «Работай в России!». При этом сама программа включает в себя 17 базовых мероприятий, среди которых есть олимпиады («Звезда», «Будущее России»), конкурсы грантов («IT-прорыв», «УМНИК»), форумы («Инженеры будущего», «Форсаж» и др.), стажировки, программы формирования инфраструктуры и пр. Затем Илья Анатольевич Гуров, зам. исполнительного директора по проектной и информационной деятельности исполнительной дирекции Русского географического общества, в своем пленарном докладе сообщил о деятельности общества. Одним из основных принципов работы РГО, который позволяет привлекать к реализуемым проектам спонсоров и меценатов, является актуальность проектов для страны и общества, что, в свою очередь, способствует укреплению и омоложению общества путем привлечения молодежи. Многотысячный состав Русского географического общества помогает реализовывать амбициозные научные и научно-популярные проекты. Илья Анатольевич также призвал к участию в грантах РГО, которые будут объявлены уже скоро – после 10 октября, а также к участию во Всероссийской олимпиаде по географии 1 ноября текущего года. Далее же работа была продолжена одновременно по трем секциях: заседание региональных и отраслевых советов молодых ученых и специалистов; круглый стол по вопросам развития студенческих научных обществ; совместное заседание СМУС г. Москвы и СМУС Московской области.
В первой секции с докладом «Потенциал развития научных школ Чувашской Республики» выступила председатель Совета молодых ученых и специалистов Чувашской Республики Ирина Ершова: «В республике действуют около 60 научных школ. Для профессионального роста, привлечения и закрепления молодых кадров в учреждениях формируются фонды поддержки молодых ученых и преподавателей, создаются новые учебно-научно-производственные лаборатории, которые предоставляют научно-исследовательское оборудование для выполнения научных исследований, проведения экспериментов студентами, аспирантами, молодыми преподавателями и специалистами. Нельзя оставить без внимания научную школу «Электронанотехнологии» доктора технических наук, профессора Новиковой Галины Владимировны, которая получила заслуженное уважение в Чувашской Республике и за ее пределами, чтобы отметить имеющийся потенциал научных школ Чувашской Республики на примере конкретной эффективно работающей научной школы». Также она отметила, что по результатам мониторинга научных школ Чувашии, в котором приняли участие следующие вузы: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Филиал «Российский государственный социальный университет» в г. Чебоксары, Чебоксарский политехнический институт (филиал) «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», выявлены основные проблемы по развитию научного направления и пути их решения. Во-первых, это недостаточное финансирование прикладных НИОКР, недостаточность средств бюджетного финансирования на выполнение НИР и издательскую деятельность. Одним из решений становится участие в грантовой деятельности: оформляются заявки на участие в различных конкурсах на грантовую поддержку научных проектов. В направляемых проектах мало публикаций, индексируемых в международных системах цитирования, это в свою очередь вызвано недоступностью (дороговизна, сложности с информационным обеспечением, проблемы информационной компетентности) для профессорско-преподавательского состава публикаций в международных журналах, индексируемых в наукометрических системах (Scopus, WoS). 2. Недостаток квалифицированных кадров для проведения лабораторных и экспериментальных исследований, вызванный сокращением штата преподавателей и сотрудников. 3. Отсутствие современной экспериментальной базы. Недостаточная обеспеченность контрольно-измерительными приборами. 4. Недостаточная активность участия в конкурсах грантов. Сложности в получении грантов. 5. Недостаточное информирование потенциальных заказчиков о инновациях 6. Недоступность публикаций в международных журналах, индексируемых в наукометрических системах (Scopus, WoS). 7. Объективные трудности в заключении хоздоговоров с предприятиями и организациями. Организации и предприятия неохотно идут на заключение хоздоговоров. Изыскание средств на проведение финансируемых НИР затруднено в связи с: 1) слабой заинтересованностью и нежеланием заказчиков выделять денежные средства на проведение НИР; 2) недостаточностью средств, выделяемых министерствам и ведомствам из госбюджета на заказ и проведение научно-исследовательских работ; 3) общими кризисными процессами в рыночной экономике. Проблемы по вовлечению молодых людей в научные школы следующие: 1. Слабая мотивированность молодых людей: отсутствие финансовой заинтересованности, пассивность в усвоении фундаментальных знаний, отсутствие в молодежной среде адекватного понимания значимости социальных наук в современном мире в целом. Нет материальной заинтересованности. 2. Сокращение числа студентов, определяемое демографической ситуацией в Республике (малое количество абитуриентов, отток выпускников школ в крупные города), также сказывается на возможностях результативного привлечения молодых людей науку. Рекомендации по развитию научных школ Чувашской Республики: 1. Работа над повышением престижа социальной науки в обществе в целом. 2. Привлечение молодых ученых для участия в конкурсах грантов. Работа над грантовыми проектами. Необходимы мероприятия по активизации участия молодежи в реализации научных проектов. Привлечение внимания к фундаментальным исследованиям 3. Организация и участие в мастер-классах по проблематике научной школы. 4. Проводить работу над совершенствованием методов мультимедийного участия в программах научных исследований. 5. Разработка статистических методов прикладных исследований. 6. Проведение правовых семинаров, совершенствование дистанционной работы. 7. Активизировать участие в различных конференциях, конкурсах, семинарах, круглых столах. 8. Увеличение финансирования. 9. Увеличение числа защит диссертаций. 10. Оказание консультативной помощи в постижении методологических теоретических основ социальных и инженерных наук. 11. Работа по совершенствованию методических рекомендаций по оформлению исследовательских и диссертационных проектов. 12. Активизировать проведение исследований по изучению актуальных проблем науки и техники с последующим представлением их результатов на студенческих научно-практических конференциях внутривузовского и межрегионального уровней в виде докладов; подготовка статей к публикации в сборниках научных работ студентов. 13. Увеличение количества ВАКовских публикаций, публикаций в международных журналах, индексируемых в наукометрических системах (Scopus, WoS). 14. Активизировать мониторинг по выявлению «узких» мест в работе предприятий и организаций, министерств и ведомств. На основе результатов мониторинга предлагать проекты по устранению недостатков деятельности указанных организаций. 15. Модернизация испытательной материально-технической базы и лабораторий. Создание опытного хозяйства. 16.Следует поставить вопрос об изыскании средств для развития научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых. 17. Привлечение ведущих российских и зарубежных ученых для выполнения совместных исследований и участия в грантовых программах различного уровня Также ряд интересных и актуальных проблем был озвучен в докладах активистов регионов. Так, председатель Орловского Совета выступил с докладом «Международная информационно-библиографическая система по сельскому хозяйству и смежным отраслям». Завершилось совещание подведением итогов работы совещания и прощальным кофе-брейком. «По итогам совещания были определены приоритетные направления работы и основные тренды развития советов молодых ученых и специалистов, а также выявлены наиболее эффективные формы и методы их работы. Участники решили провести комплекс мероприятий, направленных на повышение взаимодействия между региональными советами молодых ученых и специалистов», — прокомментировала Ирина Ершова. Ряд предложений был выдвинут на рассмотрение Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ. Итоги и решения совещания будут рассмотрены на следующем заседании Совета молодых ученых и специалистов Чувашской Республики. КомментарииКомментариев пока нет |
Оставить комментарий